С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение

§ 9. Качественные реакции в химии

1. Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.

а) Медь и алюминий имеют хорошую электро- и теплопроводность, гибкость. Оба металла достаточно мягкие.

Медь лучше, чем алюминий проводит электрический ток ( у меди второе место после серебра, если не считать драгоценных металлов — золота, платины).

Алюминий — серебристый металл, а медь имеет золотисто-розовый оттенок.

Алюминий устойчив к коррозии благодаря образованию на поверхности металла оксидной пленки. Медь же подвержена окислению.

Медь используют, в основном, в качестве проводника — в проводах, электрических катушках и обмотках.

Алюминий используют в проводах (например, ЛЭП), но чаще он имеет конструкторское применение: корпуса и детали самолетов и вертолетов, речные и морские суда. Причем используется не чистый алюминий, который мягок и непрочен, а его сплав с медью и магнием — дюралюминий. Кроме того, алюминий активно используется в пищевой промышленности — алюминиевые банки и посуда, пищевая фольга.

б) Уксусная кислота и этиловый спирт — жидкости, относящиеся к органическим веществам. Имеют специфический запах.

Но относится они к разным классам веществ: органическая кислота (уксус) и спирт (этанол).

Чистый этиловый спирт, а также его водные растворы с высокой концентрацией горючи.

Оба вещества широко применяются в химической промышленности для получения лекарственных и душистых веществ, растворителей, синтетического каучука. Уксусная кислота и этиловый спирт также применяются в пищевой промышленности.

2. Какие реакции называют качественными?

Качественные реакции — это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками (аналитическими сигналами), при помощи которых проводят распознавание веществ.

3. Что такое реактив на определяемое вещество?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называется реактивом на определяемое вещество.

Или, другими словами, реактивом называется вещество, дающее аналитический сигнал на определяемое вещество.

4. Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?

Если опустить тлеющую лучинку в атмосферу (например, заполненную пробирку) с углекислым газом, то она затухнет. В атмосфере кислорода тлеющая лучинка вспыхнет.

5. Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?

В 4 сосуда налить воды, раствора поваренной соли, раствора сахара и известковой воды. При пропускании углекислого газа помутнение будет наблюдаться только в растворе известковой воды. В приведенном примере известковая вода является определяемым веществом.

Допустим, у нас есть несколько пробирок с газом: азотом, кислородом, воздухом, углекислым газом. При добавлении в пробирки известковой воды она помутнеет только в пробирке с углекислым газом. В этом примере известковая вода является реактивом.

6. С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях. Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?

Крахмал присутствует только в рисовой крупе.

7. Какое яблоко — незрелое или спелое — содержит больше крахмала? Как определить это опытным путем? Проведите домашний эксперимент и запишите результаты в тетрадь.

Определение общее для двух методик: интенсивность изменения окраски.

Быстрая методика для ленивых: капнуть йода на дольку незрелого и спелого яблок.

Более показательная методика: нарезать незрелое и спелое яблоко маленькими кусочками и поместить в разные сосуды с водой. Дать настояться, встряхивать или перемешивать. Затем в растворы капнуть йод.

Источник: himgdz.ru

Проектная работа по химии по теме “Вещество из домашней аптечке: йод”

Учащиеся рассказывают и показывают как можно провести в домашних условиях простые , но занимательные эксперименты.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_rabota_iod_6_a.doc 373 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования Департамента

образования города Москвы Государственное образовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 519

109388, Москва, ул.Гурьянова, дом 33

тел. (095) 353-90-09

«Вещество из домашней аптечки: йод».

учащиеся 6 « А» класса Пурцхванидзе Александр

Руководитель: Ущербова Л.В.

«Из школьной лаборатории в большую науку:
изучаем, анализируем, синтезируем»

«Вещество из домашней аптечки: йод».

Добрый день организаторы проекта! Мы, учащиеся 6 «А» класса ГБОУ СОШ № 519 Юго – Восточного округа города Москвы. Наша группа состоит из 2-х человек: Пурцхванидзе Саша, Шуклин Саша. Руководитель группы, наш классный руководитель, учитель химии Ущербова Любовь Владимировна. Мы продолжаем попробовать себя, выполняя задания по химии. Для нас участие в данном конкурсе очень актуально , интересно, так как узнаем полезное и интересное, приобретаем практические навыки, знакомимся с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Некоторые эксперименты, которые мы представим, на своей кухне может любой желающий, так как все оборудование очень простое и доступное.

Основными задачами нашей работы являются:

Во – первых , потому что это очень интересно,

во – вторых, не только интересно узнать что-то новое из книг, журналов, сети Интернет, но самим наблюдать и исследовать еще интереснее,

в- третьих, себя показать и других посмотреть.

Наш проект называется «Вещество из домашней аптечки: иод».

Иод, который есть в любой домашней аптечке, используется не только в медицинских целях. Оказывается, с его помощью можно выяснить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится – то в каком количестве.

Химический элемент Йод был открыт в 1811 г. французским химиком технологом Бернаром Куртуа. Проделывая серию опытов, Куртуа взял две колбы, в одну из которых во время опытов поместил серную кислоту с железом, а в другую – золу морских водорослей со спиртом. Его любимый кот спрыгнул с печи и опрокинул колбы, содержимое их смешалось. Над лужицей, которая образовалась при падении сосудов, поднимались фиолетовые пары. Пары осаждались в виде темных блестящих кристалликов «Удивительная окраска, неизвестная и невидимая ранее, позволяла сделать вывод, что получено новое вещество» , – писал Б. Куртуа в своих воспоминаниях.

Выясните, как происходит процесс растворение йода в различных растворителях . Какие пищевые продукты, согласно нашему исследованию:

а) содержат крахмал, б) не содержат крахмала.

При проведении любого эксперимента соблюдаем технику безопасности: опыты проводим в халатах, и в хорошо проветриваемом помещении.

Оборудование и реактивы.

Стакан, стеклянные палочки, пипетки, пробирки, фильтрованную бумагу, спиртовку, спички, йодную настойку, воду, пищевые продукты. Растворители: спирт, бензин, пищевые продукты.

Опыт 1. Физические свойства йода.

Капнем 10-12 капель йодной настойки в стакан с холодной водой. Мы увидим, что вода окрасится в светло-желтый цвет, в ней появятся мелкие черные крупинки (это кристаллический йод). С помощью трубочки извлечем немного жидкости с кристаллами йода и перенесем их на листок фильтровальной бумаги для «просушки». Один из кристалликов возьмем с фильтровальной бумаги стеклянной палочкой, положим в пробирку и внесем в пламя спиртовки. Обратим внимание на цвет паров йода. Свои наблюдения занесем в таблицу.

В стаканчик с холодной водой добавили 12 капель йодной настойки

Раствор приобрел желтую окраску.

Появились мелкие кристаллы йода

Раствор окрасился за счет диффузии.

Кристаллы появились за счет меньшей раствори-мости йода в воде, чем в спирте.

Извлекли с помощью трубочки немного жидкости с кристаллами йода, подсушили кристаллы на фильтровальной бумаге. Затем кристаллы йода внесли в пламя спиртовой горелки.

Йод из твердого вещества превращается в газообразное фиолетового цвета.

Происходит возгонка йода.

Опыт 2. Растворение йода в органических растворителях.

Возьмем с фильтровальной бумаги еще несколько кристалликов йода и перенесем их в каждую из приготовленных пробирок. Добавим в каждую пробирку по несколько капель одного из растворителей: воды, спирта, бензина. Пронаблюдаем за тем, как происходит растворение йода и отметим цвет каждого раствора. Свои наблюдения занесем в таблицу.

Взяли три пробирки и налили в первую воду, во вторую спирт, в третью бензин.

В каждую пробирку опустили несколько кристаллов йода.

Все растворы окрасились в желто-коричневый цвет, но более интенсивная окраска в растворе спирта, затем в бензине, а затем в воде.

Растворимость йода лучше в спирте.

Опыт 3. Обнаружение йода в продуктах питания.

Возьмем ломтик картофеля и настойку йода из аптечки. Капнем пипеткой несколько капель настойки на картофель. Изменился ли бурый цвет йода? Повторим испытание на присутствие крахмала с другими пищевыми объектами: кусочком хлеба, манной и рисовой крупой, обломком макарон или вермишели, ломтиками моркови, яблока или груши, свежим срезом арбуза или дыни, мукой (предварительно надо смешать ее с водой). Исследуем таким же способом молоко, сахар, поваренную соль. Свои наблюдения занесем в таблицу.

Реакция, которая позволяет обнаружить вещество, называется качественная реакция. Качественной реакцией на содержание крахмала является взаимодействие со спиртовым раствором йода. При этом бурая окраска раствора йода изменяется на сине – фиолетовую.

Источник: nsportal.ru

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

Качественная реакция должна сопровождаться каким-то характерным эффектом. Это может быть изменение окраски, выпадение осадка, характерный звук, выделение газа, которое можно увидеть или почувствовать по появлению запаха. Такие явления при проведении качественных реакций называют аналитическим эффектом.

Демонстрационный эксперимент. В пробирки, наполненные кислородом и углекислым газом, учитель поочередно опускает тлеющую лучинку. В одной из пробирок лучинка гаснет (рис. 54), а в другой – ярко вспыхивает (рис. 55). В каком из стаканов находится кислород? Почему вы пришли к такому выводу?

Рис. 54. В пробирке с углекислым газом тлеющая лучинка гаснет Рис. 55. В пробирке с кислородом тлеющая лучинка ярко вспыхивает

Проведенный учителем опыт позволяет отличить кислород от других газов. А как доказать, что во втором стакане находится именно углекислый газ, а, допустим, не азот, который тоже не поддерживает горение? Есть ли качественная реакция на углекислый газ?

Да, такая реакция существует.

Демонстрационный эксперимент.Приоткрыв крышку стакана, наполненного углекислым газом, учитель добавляет в него небольшое количество прозрачной жидкости – известковой воды. Закрыв крышку, встряхивает жидкость в стакане. При этом она мутнеет. Это качественная реакция на углекислый газ.

С помощью раствора гашеной извести в воде (гашеная известь применяется в строительстве и сельском хозяйстве) – так называемой известковой воды – можно обнаружить углекислый газ.

Ученический эксперимент.В выданную вам учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через нее выдыхаемый воздух. Через некоторое время раствор помутнеет.
Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию, называетсяреактивомна определяемое вещество.

Известковая вода служит реактивом на углекислый газ. Однако верно и обратное: с помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую воду.

Ученический эксперимент.В четыре одинаковых сосуда налейте равные объемы обычной воды, раствора поваренной соли, сахара и известковой водой. Попросите кого-нибудь перепутать сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая вода с помощью качественной реакции: пропусканием через жидкости выдыхаемого углекислого газа.

Чтобы реакцию можно было считать качественной, реактив должен давать аналитический эффект только с одним или по крайней мере немногими веществами. Иначе трудно будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного реагента. Примером такой специфической пары определяемое вещество–реактив могут служить крахмал и раствор йода. Как вы знаете из предыдущего параграфа, крахмал с йодом и только с ним дает сине-фиолетовое окрашивание.

1. Сравните следующие вещества: а) медь и алюминий; б) уксусную кислоту и этиловый спирт.

2. Какие реакции называют качественными?

3. Что такое реактив на определяемое вещество?

4.Как с помощью тлеющей лучинки распознать кислород и углекислый газ?

5. Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом?

6.С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.
Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, вареном мясе, рисовой крупе?

Глава 2. Математика в химии § 10. Относительная атомная и молекулярная массы Давайте внимательно посмотрим на таблицу Д.И.Менделеева и выберем один из элементов. Например, обитатель шестой «квартиры» – углерод. Что изображено в этой клетке? Знак (символ) химического элемента и его название. В верхнем левом углу – порядковый номер элемента, под символом элемента – его название. А что означает записанное под названием число 12,011? Это число называется относительной атомной массой элемента, в нашем случае – углерода. Как вы помните, одно из важнейших свойств атомов химических элементов – их масса. Размерность массы вам хорошо известна: ее выражают в граммах, килограммах, миллиграммах. Существуют, конечно, и другие единицы массы: тонны, например, или центнеры. Однако в повседневной жизни бывает удобно оперировать не точной массой предмета, а сравнением ее с чем-либо. Поскольку массы атомов и молекул чрезвычайно малы, их сравнивают с массой атома самого легкого элемента – водорода. Такое сравнение позволяет утверждать, что масса атома углерода в 12 раз больше массы атома водорода. Масса атома кислорода больше массы атома водорода в 16 раз, а масса атома железа – в 56 раз. Величина, показывающая, во сколько раз масса атома данного элемента больше массы атома водорода, принятой за единицу, называется относительной атомной массой элемента. Относительную атомную массу элемента обозначают символом Аr. Подстрочная буква r – это первая буква английского слова relative, что значит относительный. Например: Аr(Н) = 1, Аr(С) = 12, Аr(N) = 14, Аr(О) = 16, Аr(Fe) = 56, Аr(Cl) = 35,5. Обычно относительные атомные массы всех элементов округляют до целых чисел, кроме хлора (Аr(Cl) = 35,5), хотя в таблице Д.И.Менделеева они приведены с большей точностью. Обратите внимание, что относительная атомная масса хотя массой и называется, но размерности не имеет. Обладают ли массой молекулы веществ? Конечно! Можете ли вы ответить на вопрос, во сколько раз молекула воды тяжелее атома водорода? Это очень просто: надо сложить относительные атомные массы всех атомов, входящих в состав молекулы (рис. 56): Mr(H2O) = 2Ar(H) + Ar(O) = 2•1 + 16 = 18.

Рис. 56. Схема расчета относительной молекулярной массы воды

Величина Mr(H2O) – это относительная молекулярная масса воды. Правильнее было бы называть ее относительной формульной массой. Во-первых, не все вещества состоят из молекул (мы уже приводили в пример железо и графит). Во-вторых, при расчете этой величины нужно внимательно смотреть на формулу вещества и не забывать про индексы, указывающие на число атомов каждого элемента:

Таблица относительных атомных масс Дж.Дальтона была далека от совершенства, содержала довольно много ошибок. Но благодаря ей стало возможным определять формулы химических веществ по соотношению масс входящих в их состав элементов. Как это делалось, мы расскажем на следующем уроке.

1. Что такое относительная атомная масса? Почему эта величина не имеет размерности?

2. Что такое относительная молекулярная масса? Как она рассчитывается?

3. В состав молекулы фосфорной кислоты входят три атома водорода, один атом фосфора и четыре атома кислорода. Найдите относительную молекулярную массу этого вещества.

4. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ по их формулам: Br2, H2O, CO2, H2SO4, KOH, BaCl2. Значения относительных атомных масс найдите по таблице Д.И.Менделеева, округлите их до целых чисел (за исключением хлора,
Ar(Cl) = 35,5).

5. Атом серы образует с атомами кислорода два сложных вещества (их называют оксидами) разного состава. Относительная молекулярная масса первого оксида равна 64, а второго – 80. Выведите формулы этих оксидов.

6. Не производя расчетов, а только на основании значений относительных атомных масс (найдите их по таблице Д.И.Менделеева) определите, у какого из веществ, формулы которых приведены ниже, наибольшая и наименьшая относительные молекулярные массы: а) селеноводорода H2Se; б) воды Н2О;
в) теллуроводорода H2Te; г) сероводорода H2S.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: infopedia.su

Добавить комментарий

Adblock
detector