Упражнения в бассейне для детей

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» – выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Источник: dohcolonoc.ru

Картотека игр и игровых упражнений для занятий в плавательном бассейне
картотека по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и экономит время. Все игры взяты из книги для воспитателей детского сада и родителей “Обучение плаванию в детском саду”. Авторы: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина

Скачать:

Вложение Размер
igry_vyrabatyvayushchie_i_zakreplyayushchie_plavatelnye_dvizheniya.docx 126.78 КБ
igry_obuchayushchie_dyhaniyu.docx 119.17 КБ
igry_sposobstvuyushchie_vyrabotke_navyka_lezhaniya_na_vode.ya_.docx 119.01 КБ
kartoteka_igry_po_oznakomleniyu_so_svoystvami_vody.docx 123.09 КБ
kartoteka_igry_sposobstvuyushchie_navyku_skolzheniya.docx 120.21 КБ
kartoteka_igry_obuchayushchie_pogruzheniyu_i_vsplytiyu-_kopiya.docx 130.51 КБ
kartoteka_priemy_samomassazha.docx 122.7 КБ
kartoteka_relaksatsionnye_uprazhneniya.docx 124.21 КБ
kartoteka_fizminutok.docx 36.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

Игры вырабатывающие и закрепляющие

Инструктор ФК (плавание)

1. “Гонка катеров”

Участники делятся на 2-4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски.

Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д.

Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал доску снизу, а остальные четыре пальца – сверху. Руки должны быть на ширине плеч. Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании в спортивном зале:

Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо делать на один счет, а выдох на 4-6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6-10 движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени на воду, голову опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле – в сторону.

Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта).

По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: “больше брызг!”, “меньше брызг”, “без брызг”. Ноги должны работать почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине – колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры полторы-две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.

По сигналу (свисток), играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться, сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем направлении.

Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.

Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на пенопластовой доске).

Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх-вниз, поднимая брызги (как от мотора катера). Надо следить, чтобы дети оттягивали носочки и работали почти прямыми ногами, стопы должны быть развернуты немного вовнутрь – большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки на расстоянии 5-10см друг от друга. У лучшего “мотора” должно быть не только много брызг, но и правильное положение “лопастей” (ног).

По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.

Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения имитирующие плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно надо обязательно изучить технику плавания различными способами.

Игроки находятся на глубокой части бассейна рядом с бортом.

Играющие находятся в воде в вертикальном положении, поддерживая себя на поверхности с помощью круговых гребков рук по поверхности воды (ладошки направлены вниз и опираются на воду)и работы ног брассом. По команде играющие поднимают кисти над поверхностью воды, продолжая движения ногами брассом. Выигрывает тот, кто дольше продержится на воде с поднятыми кистями, работая ногами брассом. Когда игрок устанет он может или принять горизонтальное положение в воде или взяться руками за борт бассейна, который должен быть рядом.

Варианты: ногами можно работать одновременно или поочередно

Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода.

Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого “техничного парохода”, т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.

Игроки ложатся животом на пенопластовые доски.

По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги – кролем, а руки брассом или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.

Правила: если игра проводится как эстафета при падении с доски игрок обязан сразу лечь на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.

9. “Хрустальные шары”

Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) – это “хрустальные шары”

Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. “Хрустальный шар” не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.

Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба ребёнка лежат на воде).

По команде “гусеницы” отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем (лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом движения получаются рывковые и пары могут распадаться)

Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками должен держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара первой дошедшей до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.

11. “Борьба за мяч”

Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами) чтобы уставший игрок мог отдохнуть взявшись за борт или за дорожку.

Играющие делятся на две команды; одевают шапочки разного цвета.

Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая команда старается перехватить мяч.

Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга. Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной из них, интерес к игре быстро ослабеет.

Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.

12. “Соревнования с яйцом”

Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено, отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного тенниса).

По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый доплывет до финиша.

Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.

Источник: nsportal.ru

Игровые занятия в бассейне для детей младшей группы ДОУ

Специальные занятия на воде направлены на формирование у воспитанников 3—4 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, лежании, скольжении в воде.

Передвижение в воде.

В течение первых месяцев занятий педагог помогает детям спускаться в воду по лестнице, особенно тем, кто этого боится. Примерно со второй половины года дети спускаются самостоятельно под присмотром педагога. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками проводятся на глубине чуть выше колена ребёнка. Постепенно глубина увеличивается до уровня бёдер, пояса, а в конце учебного года — до груди.

В первые месяцы обучения не следует резко увеличивать глубину воды, а также злоупотреблять использованием поддерживающих средств (нарукавники, круги, жилеты).

  • Во-первых, данные средства не гарантируют безопасность неподготовленных к «большой воде» воспитанников.
  • Во-вторых, при их систематическом применении у детей создаётся неправильное представление о поведении тела в воде, её отталкивающей силе. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают чувство боязни и неуверенности пребывания в водной среде, что существенно затрудняет процесс обучения.

В первые месяцы занятий в бассейне дети ходят вдоль бортика, приседают, держась за поручень (игровые занятия «Пружинка», «Зашагали ножки» и др.). Педагог при необходимости поддерживает воспитанников, постоянно напоминает о правилах поведения в воде. Дети выполняют движения в разных направлениях, чередуя виды ходьбы, бега и прыжков по сигналу. При этом движения рук произвольные, позволяющие сохранить равновесие. Дети с интересом выполняют следующие игровые занятия: «Журавли» — ходьба с высоким подниманием бедра, «Утята» — ходьба в приседе, «Лягушата» — выпрыгивания из приседа с приземлением на согнутые ноги и с опорой на руки, «Лошадки» — бег с высоким подниманием бедра.

Для более успешного освоения заданий по передвижению в воде можно использовать разнообразные плавательные игрушки.

Например, в игровом занятии «Шарик плывёт по волнам» воспитанники продвигают по воде шарик, выполняя движение рук под водой вперёд и разводя их в стороны. Педагог находится в воде и оказывает страховку, особенно тем детям, которые испытывают страх в водной среде. Все упражнения воспитанники выполняют по показу и словесному объяснению взрослого. Разные виды передвижений являются частью разминки в воде, которую можно проводить как по периметру чаши бассейна, так и вдоль или поперёк, распределив детей по обозначенным дорожкам или по предметным ориентирам.

Дыхание.

В начале учебного года детей знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к освоению выдоха в воду. Играя, дети дуют на плавающие по воде игрушки или предметы, стараясь отогнать их подальше (игровые занятия «Кораблик», «Уточка» и т.п.). Присев так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, воспитанники дуют на воду до образования ямочки, как на горячий чай (игровые занятия «Ямочка», «Остуди чай» и др.).

При последовательном выполнении данных упражнений необходимо обращать внимание на силу и длительность выдоха.

Далее воспитанникам предлагают опустить губы в воду и вспенить её при выдохе (игровое занятие «Пена»). Затем, погружаясь в воду до уровня глаз, сделать выдох (игровое занятие «Большие пузыри»). Как и в предыдущих упражнениях, следует обращать внимание на сильный и длительный выдох, на плотно прикрытые губы при погружении в воду. Педагогу необходимо следить, чтобы ребёнок не глотал воду. Только после такой предварительной подготовки можно приступать к выдоху с погружениями в воду всего лица, а потом головы. Продолжительность и сила выдоха контролируется по возникающим на поверхности воды пузырькам.

Погружение.

При обучении воспитанников погружению по шею, соблюдается определённая последовательность.

Сначала детям предлагают помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, затем медленно присесть, погрузиться в воду по шею (игровые занятия «Дождик» и «Ручеёк», в процессе которых дети льют на себя воду из детской леечки, бутылочки и др.). Следует приучать их к свободному стеканию воды с лица без прикосновения рук, не стряхивать воду резкими движениями головы, не закрываться руками.

Для того, чтобы подготовить детей к погружению в воду с головой эффективны упражнения в зачерпывании ладонями воды и последующим умыванием лица, смыванием с лица «мыльной пены» (игровое занятие «Водичка, водичка, умой моё личико»). После их освоения дети погружаются до уровня подбородка.

Последующие занятия связаны с непосредственным погружением головы в воду .

В воду опускается часть головы ребёнка — сначала до уровня носа, затем до уровня глаз, после чего в воду погружается всё лицо.

При этом детям нужно наклониться над поверхностью воды, коснуться её носом, опустить лицо в воду (игровое занятие «Помоем носик»). Ни в коем случае нельзя заставлять воспитанников опускать лицо и голову в воду. Данное занятие осваивается в игровой обстановке без принуждения со стороны педагога.

В дальнейшем, чтобы дети полностью погружали голову в воду, им даётся задание поднырнуть под плавающую игрушку, круг или другой предмет (игровое занятие «Пройди под мостиком» и т.п.), достать игрушку со дна бассейна (на более глубоком уровне воды). Короткие погружения дети совершают на задержке дыхания.

Лежание.

Особое место на этапе подготовки детей второй младшей группы к разучиванию элементов техники плавания занимают упражнения, подводящие к умению принимать горизонтальное положение тела в воде.

К ним относятся различные передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Детям предлагают передвигаться по дну на руках, перемещаясь вперёд (игровое занятие «Крокодилы»), назад (игровое занятие «Раки»), боком влево и вправо (игровое занятие «Крабы»).

Позже эти упражнения сочетаются с опусканием лица в воду, выдохом в воду, попеременно-ударными движениями ног. Далее дети с помощью педагога и самостоятельно учатся постепенно приподнимать руки ото дна и лежать на груди (игровое занятие «Медуза»). Это занятие выполняется на задержке дыхания, опустив голову в воду. С помощью педагога и поддерживающих средств отдельные воспитанники пытаются лежать и на спине.

При желании ребёнок может отпускать поддерживающее средство и разводить руки в стороны (игровое занятие «Отдыхаем»). Педагогу необходимо напоминать детям про удержание живота на поверхности воды, поддерживать их, помогая ощутить правильное положение тела. Выполнение этих занятий самостоятельно даётся детям 3—4 лет с большим трудом, поэтому педагогу следует терпеливо относиться к освоению детьми сложных заданий.

Скольжение.

Упражнения в скольжении можно начинать разучивать на глубине 40—50 см со второй половины учебного года.

Скольжение на груди не является главной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста, но педагогу желательно дать им ощутить продвижение в воде вперёд.

Для этого применяют разные приёмы буксировки.

Например, можно использовать нестандартное физкультурное оборудование «палку-буксировку» для формирования навыка скольжения на груди (игровые занятие «На буксире» и «Покажи пяточки»). Педагог тянет одного или несколько воспитанников, которые держатся двумя руками за палку. Желательно добиваться, чтобы дети старались опустить голову в воду, выпрямили руки и ноги.

При разучивании скольжения лёжа на груди с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под живот, помогает приподнимать ноги ото дна и держать их вместе (игровое занятие «Стрела»).

В этом упражнении желательно опускать голову в воду, хотя не все дети данного возраста это выполняют. Вместе с тем, педагогу следует сразу напоминать детям о правильном исходном положении при выполнении упражнения (наклон туловища вперёд), не разрешать прыгать на живот, т.к. это не способствует достаточному продвижению вперёд. Важно научить ребёнка плавно опуститься на воду с одновременным толчком обеих ног и скользить вперёд.

Детям младшего дошкольного возраста доступны плавательные движения ног способом «кроль» (игровое занятие «Моторчик»). Упражнения целесообразно начинать разучивать в воде на мелком месте, опираясь на руки сзади, либо лёжа на груди, опираясь на руки спереди. Особенно надо обращать внимание на выпрямление ног в движении.

При разучивании скольжения на спине с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под спину, напоминает про удержание живота на поверхности воды и про прямые ноги в движении (игровое занятие «Торпеда»). Многократное повторение облегчает формирование правильных движений ног.

Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей второй младшей группы охватывает первый этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания и частично второй этап начального разучивания элементов техники плавания.

Наталья Власенко,
кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания высшей категории

Галина Бережная,
руководитель физического воспитания высшей категории

Источник: vscolu.ru

Как обучать ребенка плавать – занятия в бассейне, упражнения

Если верить теории эволюции, человечество вышло из океана. Видимо по этой причине все люди так любят купаться в воде. Даже когда кто-то и не умеет плавать, провести время у воды никто не откажется. Многие родители хотят обучить ребенка плаванию. Как и когда это лучше сделать — подробности ниже.

В каком возрасте можно обучать детей плаванию

В первую очередь нужно определиться, с какой целью обучать ребенка плаванию.

Важно! Для спортивной карьеры дети готовы с 5 лет. Чтобы просто научить плавать и не бояться воды, стоит начать использование тренировок в бассейне как можно раньше. Можно уже с 5 месяцев и желательно до 1,5 лет.

Бассейн для дошкольных групп детей

Грудничковое плавание проходит под присмотром инструктора. Классическим стилем малыш, разумеется, не поплывет, но сразу становится понятно, как он переносит воду, можно ли приучить к ней.

Обучение плаванию детей с 3 лет отличается от плавания грудничка. Здесь уже нужно переходить к освоению разных стилей. Это делается в форме игры. Все, что навязывается, вызывает у малыша скуку и потерю интереса к обучению. Должно быть интересно. В идеале — учить занятиям плаванию в бассейне для детей с тренером.

С 5 лет ребенок начинает осознавать гораздо больше, чем раньше. Он способен лучше понять, чего от него хотят, и выполнить это максимально точно. Осознанное плавание становится возможным именно с этого возраста. Задача тренера — поставить правильную технику, даже если малыш умеет держаться на поверхности воды сам.

Малыш правильно плывет брассом

С чего начинать занятия

В первую очередь нужно выбрать бассейн, в котором малыш будет учиться. Предпочтение стоит отдать крытому помещению. Это позволит избежать превратностей погоды, даже если обучение проходит в летнее время года.

Для посещения бассейна нужна медицинская справка стандартной формы. Понадобятся купальные принадлежности:

  • купальник;
  • памперс для плавания (если нужно);
  • резиновые шлепанцы;
  • очки для плавания (для защиты глаз от воды);
  • шапочка для плавания;
  • мыло и полотенце (до и после занятий желательно помыться).

Как преодолеть страх воды

Часто бывает, что дети сильно боятся воды. В таких случаях проблемой становится не только плавание в бассейне, но и банальные банные процедуры. От этого нужно избавляться как можно раньше.

Ребенок в шапочке в бассейне

Есть несколько способов:

  • Стоит выбрать момент, когда ребенок в хорошем настроении. Взять малыша на руки и медленно опускать в воду комфортной температуры. При этом нужно с ним разговаривать. Всячески демонстрировать, что взрослого не беспокоит то, что происходит сейчас. Взять яркую игрушку и позволить с ней купаться. Ожидать моментального результата не стоит, но со временем ребенок сможет спокойно переносить купание. Даже полюбит воду.
  • Многие родители, видя, что их ребенок боится купаться, принимают ванну вместе с ним. В этом нет ничего зазорного. Дети уверенно себя чувствуют рядом с родителями. Легче принимают нововведения, опять же, игрушки. Отвлекаясь на них, малыш упускает из виду, что он находится в мокром пространстве. Явно не чувствует дискомфорта от воды.
  • Если вид воды вызывает истерику, лучше применить метод постепенного привыкания. Начать купаться в тазу. Мочить глаза и голову в процессе игры. Когда купание перестанет сопровождаться истериками, можно переходить в ванну.
  • Мозг маленького ребенка устроен таким образом, что все события быстро улетучиваются из памяти. Исходя из этого, любой испуг во время купания (глотнул воды, резко упал в воду) можно сгладить, сделав перерыв в плавании на несколько дней. Неприятные воспоминания уйдут, и кроха снова радостно будет плескаться в ванной. Если ребенок дальше плачет, следует поменять место купания. Например, вынести детскую ванночку в другое помещение.
  • Бывает, что ребенок хорошо переносил воду, но в результате обстоятельств начал бояться погружаться в нее. Здесь нужно начинать набирать немного воды в ванну. Постепенно доливать и использовать отвлекающие моменты (пена для купания, заводные игрушки для воды). Желание играть притупит страх, и вскоре процесс купания наладится.

Обратите внимание! До того, как ребенок преодолеет страх воды, ни о каком обучении плаванию речи быть не может.

Упражнения для детей

Занятия в бассейне для детей разделяются на две группы:

Занятия в бассейне

В воде

Упражнения в бассейне:

  • Сделать вдох, максимально задержав дыхание.
  • Подтянуть колени к груди. Наклонить голову ближе к коленям. При выполнении этого упражнения вода выталкивает человека спиной вверх. Задача — продержаться в этой позе как можно дольше.
  • Вдохнуть. Лечь спиной на воду. Развести ноги и руки в форме звезды. Расслабиться. Дышать равномерно. При малейшей панике тело начинает тонуть. Цель — научиться контролировать испуг.
  • Вдохнуть. Повернуться в воде лицом вниз. Задержать дыхание. Расслабиться. Двигать при этом руками и ногами.
  • Поднять руки вверх. Выдох. Оттолкнуться от дна и максимально высоко подпрыгнуть. Нырнуть.

Упражнения на суше

Упражнения для плавания на суше для детей мало чем отличаются от взрослых. Конечно, учитывается рост, вес и возраст, но методика та же. Все сводится к имитации плавательных движений на берегу. В первую очередь — зарядка. Для разогрева мышц потребуется делать следующее:

  • Садятся на пол или скамейку. Иногда выполняется сидя на краю бассейна. Вытягиваются ноги перед собой и приподнимают их. Стопы легко повернуты внутрь. Имитируется движение ног в воде. В процессе плавания ноги сгибаются, но на берегу важно все время держать их прямо. Это тренирует работу всей группы мышц ног.
  • Ложатся на пол. Поворачиваются на бок. Рука на полу вытягивается вверх. Вторая прижата к телу. Ногами делаются небольшие махи, тереть друг о друга их нельзя, двигать ими следует, как при плавании стилем кроль. Нужно максимально нагружать ноги и держать корпус неподвижно.
  • Дети ложатся на пол на живот. Руки вытягиваются вперед. Двигаются только ноги. Приветствуется небольшая амплитуда движений. Лучше постелить под ноги полотенце во избежание травмы ног.

На заметку! Такие упражнения помогут освоить и кроль, и брасс, и баттерфляй.

Индивидуальные занятия с инструктором

Индивидуальные занятия по плаванию с дошкольниками имеют свои преимущества. Тренер оценивает умения ребенка и приводит в соответствие с ожиданиями родителей. Лучше выбрать детский бассейн и занятия с тренером.

  • Программа тренировок разрабатывается специально для конкретного ребенка. Учитываются все особенности строения организма, поставленные цели.
  • Тренер полностью контролирует ученика. Его задача — научить плавать правильно в безопасном режиме.
  • Все, что делается тренером для ребенка, направлено на получение успешного результата.
  • График занятий легко переделать под конкретные нужды ученика.

Групповые занятия

Со стороны кажется, что групповое обучение плаванию детей проще и дешевле. Последнее — да, но не проще. Большая ответственность лежит на инструкторе, который одновременно следит за несколькими детьми. Каждый из ребят норовит блеснуть своим умением, и это может плохо закончиться. Поэтому, лучше выбрать секцию, где детский тренер по плаванию, имея опыт, сможет качественно, а главное безопасно обучить ребенка плавать в бассейне.

К сведению! Проблематично сразу создать группу, где все участники примерно одного уровня. Если часть группы отстает, то остальным нечем заняться.

Технология группового плавания подразумевает одну программу для всех участников группы.

Как научить ребенка плавать в бассейне? Ответ прост — использовать маленькие группы обучения для начинающих. Не 10-20 человек, а три ученика детского сада, максимум пять. При такой системе результаты каждого урока гораздо выше.

Методика обучения плаванию дошкольников

С 3 лет ребенка можно оставлять в воде одного. В мелких водоемах и под присмотром родителей. Несколько основных плавательных движений он уже освоить в состоянии.

На заметку! Надувной круг лучше не использовать. Подойдут нарукавники и надувной воротник.

Если малыш проявляет интерес к воде, стоит уже думать, как научить ребенка плавать.

В возрасте 6 лет детские секции по плаванию набирают детей на обучение. Шестилетки уже понимают, что и как они делают в воде. Могут понять проблемы и устранить их, работая над собой.

Каждый урок плавания приносит море эмоций. Сейчас ребенок просто учится плавать, но потом этот спорт может помочь сделать его чемпионом.

Не имеет значения, каким стилем будет плавать малыш. Для активных детей важны соревнования — кто сильнее, быстрее, выносливее. Для творческих детей возможно занятие синхронным плаванием — это и спорт, и искусство. Не стоит забывать и о полезности плавания для здоровья. Укрепляется дыхательная система, повышается сопротивление организма вирусам и болезням, развивается мускулатура, укрепляется позвоночник. Пловцы всегда отличались отменным здоровьем.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источник: vospitanie.guru

Игровые занятия в бассейне для детей младшей группы ДОУ

Специальные занятия на воде направлены на формирование у воспитанников 3—4 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, лежании, скольжении в воде.

Передвижение в воде.

В течение первых месяцев занятий педагог помогает детям спускаться в воду по лестнице, особенно тем, кто этого боится. Примерно со второй половины года дети спускаются самостоятельно под присмотром педагога. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками проводятся на глубине чуть выше колена ребёнка. Постепенно глубина увеличивается до уровня бёдер, пояса, а в конце учебного года — до груди.

В первые месяцы обучения не следует резко увеличивать глубину воды, а также злоупотреблять использованием поддерживающих средств (нарукавники, круги, жилеты).

  • Во-первых, данные средства не гарантируют безопасность неподготовленных к «большой воде» воспитанников.
  • Во-вторых, при их систематическом применении у детей создаётся неправильное представление о поведении тела в воде, её отталкивающей силе. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают чувство боязни и неуверенности пребывания в водной среде, что существенно затрудняет процесс обучения.

В первые месяцы занятий в бассейне дети ходят вдоль бортика, приседают, держась за поручень (игровые занятия «Пружинка», «Зашагали ножки» и др.). Педагог при необходимости поддерживает воспитанников, постоянно напоминает о правилах поведения в воде. Дети выполняют движения в разных направлениях, чередуя виды ходьбы, бега и прыжков по сигналу. При этом движения рук произвольные, позволяющие сохранить равновесие. Дети с интересом выполняют следующие игровые занятия: «Журавли» — ходьба с высоким подниманием бедра, «Утята» — ходьба в приседе, «Лягушата» — выпрыгивания из приседа с приземлением на согнутые ноги и с опорой на руки, «Лошадки» — бег с высоким подниманием бедра.

Для более успешного освоения заданий по передвижению в воде можно использовать разнообразные плавательные игрушки.

Например, в игровом занятии «Шарик плывёт по волнам» воспитанники продвигают по воде шарик, выполняя движение рук под водой вперёд и разводя их в стороны. Педагог находится в воде и оказывает страховку, особенно тем детям, которые испытывают страх в водной среде. Все упражнения воспитанники выполняют по показу и словесному объяснению взрослого. Разные виды передвижений являются частью разминки в воде, которую можно проводить как по периметру чаши бассейна, так и вдоль или поперёк, распределив детей по обозначенным дорожкам или по предметным ориентирам.

Дыхание.

В начале учебного года детей знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к освоению выдоха в воду. Играя, дети дуют на плавающие по воде игрушки или предметы, стараясь отогнать их подальше (игровые занятия «Кораблик», «Уточка» и т.п.). Присев так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, воспитанники дуют на воду до образования ямочки, как на горячий чай (игровые занятия «Ямочка», «Остуди чай» и др.).

При последовательном выполнении данных упражнений необходимо обращать внимание на силу и длительность выдоха.

Далее воспитанникам предлагают опустить губы в воду и вспенить её при выдохе (игровое занятие «Пена»). Затем, погружаясь в воду до уровня глаз, сделать выдох (игровое занятие «Большие пузыри»). Как и в предыдущих упражнениях, следует обращать внимание на сильный и длительный выдох, на плотно прикрытые губы при погружении в воду. Педагогу необходимо следить, чтобы ребёнок не глотал воду. Только после такой предварительной подготовки можно приступать к выдоху с погружениями в воду всего лица, а потом головы. Продолжительность и сила выдоха контролируется по возникающим на поверхности воды пузырькам.

Погружение.

При обучении воспитанников погружению по шею, соблюдается определённая последовательность.

Сначала детям предлагают помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, затем медленно присесть, погрузиться в воду по шею (игровые занятия «Дождик» и «Ручеёк», в процессе которых дети льют на себя воду из детской леечки, бутылочки и др.). Следует приучать их к свободному стеканию воды с лица без прикосновения рук, не стряхивать воду резкими движениями головы, не закрываться руками.

Для того, чтобы подготовить детей к погружению в воду с головой эффективны упражнения в зачерпывании ладонями воды и последующим умыванием лица, смыванием с лица «мыльной пены» (игровое занятие «Водичка, водичка, умой моё личико»). После их освоения дети погружаются до уровня подбородка.

Последующие занятия связаны с непосредственным погружением головы в воду .

В воду опускается часть головы ребёнка — сначала до уровня носа, затем до уровня глаз, после чего в воду погружается всё лицо.

При этом детям нужно наклониться над поверхностью воды, коснуться её носом, опустить лицо в воду (игровое занятие «Помоем носик»). Ни в коем случае нельзя заставлять воспитанников опускать лицо и голову в воду. Данное занятие осваивается в игровой обстановке без принуждения со стороны педагога.

В дальнейшем, чтобы дети полностью погружали голову в воду, им даётся задание поднырнуть под плавающую игрушку, круг или другой предмет (игровое занятие «Пройди под мостиком» и т.п.), достать игрушку со дна бассейна (на более глубоком уровне воды). Короткие погружения дети совершают на задержке дыхания.

Лежание.

Особое место на этапе подготовки детей второй младшей группы к разучиванию элементов техники плавания занимают упражнения, подводящие к умению принимать горизонтальное положение тела в воде.

К ним относятся различные передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Детям предлагают передвигаться по дну на руках, перемещаясь вперёд (игровое занятие «Крокодилы»), назад (игровое занятие «Раки»), боком влево и вправо (игровое занятие «Крабы»).

Позже эти упражнения сочетаются с опусканием лица в воду, выдохом в воду, попеременно-ударными движениями ног. Далее дети с помощью педагога и самостоятельно учатся постепенно приподнимать руки ото дна и лежать на груди (игровое занятие «Медуза»). Это занятие выполняется на задержке дыхания, опустив голову в воду. С помощью педагога и поддерживающих средств отдельные воспитанники пытаются лежать и на спине.

При желании ребёнок может отпускать поддерживающее средство и разводить руки в стороны (игровое занятие «Отдыхаем»). Педагогу необходимо напоминать детям про удержание живота на поверхности воды, поддерживать их, помогая ощутить правильное положение тела. Выполнение этих занятий самостоятельно даётся детям 3—4 лет с большим трудом, поэтому педагогу следует терпеливо относиться к освоению детьми сложных заданий.

Скольжение.

Упражнения в скольжении можно начинать разучивать на глубине 40—50 см со второй половины учебного года.

Скольжение на груди не является главной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста, но педагогу желательно дать им ощутить продвижение в воде вперёд.

Для этого применяют разные приёмы буксировки.

Например, можно использовать нестандартное физкультурное оборудование «палку-буксировку» для формирования навыка скольжения на груди (игровые занятие «На буксире» и «Покажи пяточки»). Педагог тянет одного или несколько воспитанников, которые держатся двумя руками за палку. Желательно добиваться, чтобы дети старались опустить голову в воду, выпрямили руки и ноги.

При разучивании скольжения лёжа на груди с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под живот, помогает приподнимать ноги ото дна и держать их вместе (игровое занятие «Стрела»).

В этом упражнении желательно опускать голову в воду, хотя не все дети данного возраста это выполняют. Вместе с тем, педагогу следует сразу напоминать детям о правильном исходном положении при выполнении упражнения (наклон туловища вперёд), не разрешать прыгать на живот, т.к. это не способствует достаточному продвижению вперёд. Важно научить ребёнка плавно опуститься на воду с одновременным толчком обеих ног и скользить вперёд.

Детям младшего дошкольного возраста доступны плавательные движения ног способом «кроль» (игровое занятие «Моторчик»). Упражнения целесообразно начинать разучивать в воде на мелком месте, опираясь на руки сзади, либо лёжа на груди, опираясь на руки спереди. Особенно надо обращать внимание на выпрямление ног в движении.

При разучивании скольжения на спине с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под спину, напоминает про удержание живота на поверхности воды и про прямые ноги в движении (игровое занятие «Торпеда»). Многократное повторение облегчает формирование правильных движений ног.

Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей второй младшей группы охватывает первый этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания и частично второй этап начального разучивания элементов техники плавания.

Наталья Власенко,
кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания высшей категории

Галина Бережная,
руководитель физического воспитания высшей категории

Источник: vscolu.ru